Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

27.03.2023 12:45

 

 

Краевед Вера Федоровна Андрейчева продолжает знакомить нас с историей округа. Сегодня ее рассказ - о судьбе мастера Императорского фарфорового завода Дмитрия Виноградова (его имя носит сквер у метро "Ломоносовская"). 

 

 

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ВИНОГРАДОВ – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ РУССКОГО ФАРФОРА  

 

Решающая роль в появлении отечественного фарфора принадлежит Дмитрию Ивановичу Виноградову. Д.И. Виноградов родился в 1720 г. в Суздале. Он был сыном протопопа и ключаря местного Рождественского собора.

Учился Дмитрий сначала в Славяно-греко-латинской академии в Москве, где он подружился Михаилом Ломоносовым. В 1735 г. ректору академии по распоряжению Сената было предложено выбрать «в науках достойных 20 отроков». Было отобрано 12 человек, среди которых оказались братья Дмитрий и Яков Виноградовы и Михайло Ломоносов. Они были направлены в Академию наук в Санкт-Петербург. А в 1736 г. решено было отправить трех лучших студентов Академии наук на обучение в старейший европейский университет в Магбург. Это были: Дмитрий Виноградов, Михайло Ломоносов и Густав Ульрих Рейзнер. В обучении своих посланцев Академия предполагала сделать акцент на «химическую науку, горное дело естественную историю, физику, геометрию, гидравлику и гидротехнику».

Дмитрий Виноградов провёл за границей более пяти лет. Хотя он и его товарищи за границей вели беспорядочный образ жизни, всё же возвратились они с основательными знаниями в физико-технических науках, с практическими знаниями в горном деле, а также свободно владея немецким языком.

Вся дальнейшая жизнь Дмитрия Виноградова связана с Порцелиновой мануфактурой.

Порцелиновая мануфактура была основана в 1744 г. на левом берегу Невы по Шлиссельбургской дороге в восьми верстах от С-Петербурга. Её организация и надзор за ней императрица Елизавета Петровна поручила управляющему своего «Кабинета» барону Ивану Антоновичу Черкасову. Мастером новой мануфактуры был назначен немец Христофор Конрад Гунгер. Не слишком доверяя иностранцу, обещавшему наладить в России производство фарфора, в помощники и наблюдатели ему назначили образованного русского – Виноградова. Гунгер в течение трех лет так и не смог доказать свою состоятельность выполнить обещанное. А Виноградову в 1746 г. удалось получить первые образцы фарфора. Этот фарфор еще уступал европейскому, но уже положил начало новой отрасли производства.

Период с 1747 г. по 1758 г. существования Порцелиновой мануфактуры считается «виноградовским». За это время вся административная и хозяйственная деятельность предприятия находилась в ведении Виноградова. Он усовершенствовал и изобретал новые машины, горны и печи, составлял краски и производил бесчисленные опыты с фарфоровой массой, глазурью и обжигом. В результате продукцию мануфактуры стали подносить императрице и посылать в виде подарков за границу.  

 

Табакерка в виде яблока. Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг. 

 

Жалование Виноградов получал неаккуратно, и вынужден был занимать деньги даже у мастеровых на мануфактуре, накапливая долги, которые вычитали у него при очередном получении заработанных денег. К сожалению, ещё в студенческие годы Виноградов пристрастился к алкоголю. Со временем пагубное увлечение превратилось в болезнь.

Он работал и жил на мануфактуре, удалённой от Петербурга и, следовательно, от культурного общества. Ему, молодому, образованному, пытливому приходилось терпеть общение с враждебным отношением к нему проходимца Гунгера. К тому же он отличался буйным характером, что особенно ярко проявлялось во время запоев. Напряженная работа в течение нескольких лет привела его в 1752 г. к срыву.

Чтобы продолжить его работу по созданию русского фарфора и сохранить сделанные Виноградовым разработки, Черкасову, курировавшему работу Порцелиновой мануфактуры, пришлось применить решительные меры. Приказано было отобрать у Виноградова оружие и яды, запирать помещения и кладовые, в которых он работал, а также никуда его одного не отпускать. Когда принятых мер оказалось недостаточно, велено было сажать его на цепь, при этом он должен был продолжать работу. Чтобы не утерять изобретённые секреты производства фарфора, Виноградова обязали передавать их помощнику из наиболее способных мастеровых – Никите Воинову. В наше время такое обращение с человеком, кажется диким, но в середине XVIII в. это воспринималось иначе. А жестокие меры воздействия на Виноградова, наконец, помогли. Его отношения с бароном Черкасовым постепенно нормализовались. До конца 1750-х гг. он руководил производством на мануфактуре, по своему личному усмотрению принимал на работу новых людей.

Непосильный труд, беспорядочная жизнь, унижения, недоверие и материальная нужда подорвали силы Дмитрия Виноградова. В августе 1758 г. он внезапно заболел. Врач, вызванный из «Кабинета», диагноза установить не смог, и через три дня, 25 августа 1758 г. Д.И. Виноградов умер в возрасте 38 лет. Считается, что он был погребён на кладбище около церкви Преображения Господня, стоявшей на берегу Невы, близ Порцелиновой мануфактуры, но в метрической книге этой церкви за 1758 г. в части «О умерших» записи о его смерти и о захоронении нет. А кладбище было уничтожено в 1930-х гг. при постройке Володарского моста.

Когда в 1752 г. Виноградову было поручено составление описания начальных процессов производства фарфора и способов составления массы и глазури, в предисловии к этому описанию он указал три главных мотива, побудивших его к «столь важному или лучше сказать, отважному предприятию»:

1. «по должности»;

2. чтобы его приемники, имея «всегда перед глазами» всех многолетних опытов и ошибок не могли «с прямого пути… сбиться, также вновь бы того в поте лица не искать, что уже прежде с великим трудом искано и найдено и опытами засвидетельствовано»;

3. «наивяще в том состоит, чтобы обманщики, волочаги и сумасброды впредь нас не могли обмануть»…

Руководствуясь перечисленными мотивами, Виноградов составил «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

Порцелиновая мануфактура, в 1765 г. была переименована в Императорский фарфоровый завод, основной продукцией которого стали высокохудожественные фарфоровые изделия, имеющие национальный характер.  

 

 

 

Вера Андрейчева