Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

08.07.2022 10:10

 

Давай встретимся в 1969-м? 

 

 

Наши сегодняшние герои, держась за руки, прошли вместе сквозь огонь и воду, преодолели все жизненные трудности и испытания, вырастили детей и внуков. Огромное спасибо Юрию Васильевичу и Светлане Александровне за то, что поделились историей любви длиною в целую жизнь с нами к этому замечательному празднику в рамках проекта "Голос памяти". 

 

 

Супруги Зубковы вместе 53-й год. Но они могли бы познакомиться гораздо раньше! Рассказываем вам историю этой семейной пары.

Юрий Васильевич и Светлана Александровна одногодки, оба – осенние дети. Он родился в сентябре 1934-го, а она – в октябре, в нашем Невском, а тогда – Володарском районе. Семья маленького Юры приехала в Ленинград с Поволжья, спасаясь от голода. Вшестером они жили в одной комнате в коммуналке на проспекте Села Смоленского (нынешнее название – проспект Обуховской Обороны).

«Трёхэтажный деревянный дом, – вспоминает Юрий Васильевич, – рядом прядильно-ткацкая фабрика имени Ногина и небольшой сквер. Фабрики уже нет, а в нашей квартире лечат кошек и собак – там теперь ветклиника». Семья Светы получила квартиру на том же проспекте перед самой войной: «Мы жили напротив фабрики-кухни, это, кажется, 119-й дом. Наша квартира была комфортабельная, но, конечно, с печным отоплением».

Может, они виделись в детстве, только не помнят этого? И пошли бы в одну школу? Увы, обрушилась блокада и всё перемешалось.

«Отца мобилизовали, мама работала на заводе «Невгвоздь», где делали и гвозди, и проволоку, и ещё много всего, что требовалось армии, – рассказывает Светлана Александровна, – мой брат Лёва трагически погиб в феврале 1942-го, а в сентябре мама отправила меня в эвакуацию – вместе с садиком. Ехали целый месяц на поезде, но в нормальных условиях, в купе. До августа 1945-го я прожила в Красноярском крае, в селе Тигрицкое.О Сибири остались только хорошие воспоминания: нас кормили, учили – там я пошла в первый класс и у нас была прекрасная учительница, Мария Николаевна, я даже грамоты сохранила с тех времен…»

Дошкольник Юра тоже потерял брата в блокаду, а путь из осаждённого города оказался намного тяжелее: «Отец погиб на Ленинградском фронте. Мы с сестрой и мамой эвакуировались вначале на барже, под бомбежками. Один снаряд упал совсем рядом, нас залило водой. Потом мы долго ехали в товарном вагоне и спали на соломе. На одном полустанке мама вышла за кипятком, поезд тронулся без неё, как мы плакали! Но она смогла забраться в последний вагон и добралась до нас. В Казани пришлось сойти и лечиться в госпитале – нам, истощённым, из голодного Ленинграда, дали булку хлеба, мы умяли её в момент, открылся кровавый понос… А после, в Чебоксарах, я ещё и малярией заболел… Но меня спасли, вылечили». Однако хорошие воспоминания о жизни в эвакуации тоже есть. Например, как в Чебоксарах устроили ярмарку, навощили столб и повесили наверху детские кирзовые сапожки. Как нашему герою захотелось их достать! И ведь получилось! Потом Юра катался в них на лошади…

После войны было возвращение в Ленинград, учёба. Светлана окончила 329-ю школу (семилетку), потом 325-ю, затем поступила в Политех, на энергомашиностроительный факультет.

Думаете, здесь они с Юрием и познакомились? Или, может, на заводе «Экономайзер», куда отправили работать дипломированную специалистку – инженера по гидротурбинам? Нет, наоборот, в это время будущая пара была максимально далеко друг от друга!

«Я окончил мореходную школу с отличием, – с гордостью поясняет Юрий Васильевич, – год плавал Северным морским путём до Владивостока и обратно, а потом четыре с половиной года учился в Таллинне на штурмана, проходил практику на судах Балтийского пароходства. Затем перешел в «ЛенБОРФ» – это большой рыболовецкий флот. Я работал на среднем рыболовецком траулере третьим помощником капитана, ходил ловить атлантическую сельдь у самых берегов Америки. Там огромная флотилия – как город на воде, и все русские. Каждый день опускаешь сети, вечером выбираешь. Как отстоишь свою штурманскую вахту, идешь к рыбоделам шкирить селёдку ножом. Беседуешь, а руки работают…»

 

 

Обычно, когда мы рассказываем о золотых и, тем более, бриллиантовых юбилярах, кто-то из молодых пожимает плечами, мол, в СССР просто было не принято разводиться. Это не так. У наших героев, например, было по разводу. С первым мужем, как объясняет Светлана Александровна, не сошлись характерами, расстались через год. А Юрия Васильевича жена устала дожидаться из рейса. Собственно, поэтому он вернулся в Ленинград, устроился вначале на завод медицинского оборудования на Петроградке, затем – на Пролетарский. И вот 1969-й. 35-летних, уже свободных Светлану и Юрия знакомит общая подруга…. – Какое было первое впечатление? Светлана Александровна: Сразу понравился! Юра был хорошенький: глаза голубые, ресницы черные! А болтун такой же, как сейчас! Юрий Васильевич: Она была очень нежной и не такой белой, как теперь (смеётся). Так что мы поженились 25 октября, а 28 января 1970-го у нас родился сын. Теперь уже и внук есть, Артём, он, кстати, чемпион России по боулингу, и внучка – ей всего 5 лет.

– Кто в семье решает, куда поехать, кто готовит, а кто моет посуду?

Светлана Александровна: Решаю я! А моет посуду всегда он!

Юрий Васильевич: Она командир в юбке! Но готовит так, что в ресторан ходить не надо!

Светлана Александровна: Кто меня знает, удивляется моему терпению! Готовлю я элементарное, но домашним нравится…

Юрий Васильевич: А знаете, откуда я такой весёлый? До войны детьми не только садик занимался, была самодеятельность и при жилконторах. Меня учили танцевать лезгинку, для выступления такие костюмы красивые выдавали! Вообще, доброе у нас было детство, мы сами мастерили себе игрушки, воздушного змея во дворе запускали…

 

 

 

– Поделитесь советами, как сохранить тёплые отношения на полвека и больше?

Светлана Александровна: Поначалу это легко – любовь, ребёнок, наши мамы помогали его воспитывать. А потом родители умерли, у сына началась своя, взрослая жизнь, мы остались наедине друг с другом. Помогли общие интересы. Мы любим искусство, ходим по музеям, в филармонию. Юра пишет картины, у нас в каждой комнате его работы – цветы, морские пейзажи…

Юрий Васильевич: Моя Света обожает джаз, что может быть лучше вечера с живой музыкой, за красиво накрытым столом…

Светлана Александровна: Я всех научила играть в шахматы – мужа, сына, внука, когда собираемся, нам не скучно! Общее дело тоже сближает: мы вдвоём, с нуля строили дачу. И компания у нас общая – познакомились в путешествии, в 2002 году, когда запустили акцию для блокадников: бесплатные билеты на самолёт, в мае, в честь Дня Победы. Мы побывали в Париже, потом в Лондоне, Барселоне… С тех пор регулярно встречаемся, праздники отмечаем вместе.

Юрий Васильевич: Путешествовать мы любим, были в Португалии, Италии, Мексике. О каждом городе и стране я пишу стихи. Мне это легко дается. А Света ещё и общественница, помогает в местной ячейке блокадного общества. Так что мы не одни, мы – вместе, и вокруг нас много хороших людей. Вот был случай на улице, подошла незнакомая женщина и просто подарила букет цветов! А главный совет – научитесь уступать друг дружке. Что бы ни случилось!

 

Анна Чуруксаева