Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

22.05.2022 10:00

 

 

Краевед Вера Федоровна Андрейчева продолжает делиться с нами знаниями по истории Невского района. Сегодня она расскажет об истории Куракиной дачи.

 

Куракина дача: историческая и современная 

 

План исторической Куракиной дачи с наложением на современную карту

 

Куракиной дачей сейчас называется парк, однако территория исторической Куракиной дачи была во много раз больше. Обратимся к истории этого места.

На карте, датированной 1701 г., на месте нынешнего парка Куракакина дача показан населённый пункт Rickissi. На карте 1767 г. здесь же показан «ручей Рисгель, который ныне именуют Козлов». Это известный нам Козлов ручей, русло которого недавно обновили при реконструкции парка Куракина дача. В Атласе Санкт-Петербургской губернии 1791 года хорошо видно, что территория, получившая позже название Куракиной дачи, составляла одно целое с дачей Александровской (в атласе — дача № 89), принадлежавшей генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому. После смерти князя А.А. Вяземского его вдова, княгиня Елена Никитична, не смогла содержать огромное имение Александровское и распродала его частями. Первой из проданных частей Александровского стала дача, получившая по фамилии нового владельца название Куракиной.

Однако князь Алексей Борисович Куракин пользовался этой дачей всего три года. В начале 1801 г. император Павел издал указ о передаче Куракиной дачи, со всеми строениями и угодьями, в ведомство императрицы Марии Фёдоровны и причислении её к Александровской мануфактуре. Взамен этой дачи князю Куракину передавалась другая — в Подмосковье. А мануфактура получила эту дачу под названием Куракиной.

Дом усадьбы на Куракиной даче был каменным. Одно время он использовался для нужд Мануфактуры, потом здесь размещались воспитанницы Воспитательного дома. В 1837 г. здесь разместилось вновь учреждённое отделение Малолетнего Николаевского сиротского института для дочерей обер-офицеров и гражданских чиновников. Полученное образование позволяло выпускницам заведения работать гувернантками и учительницами в частных домах.

В 1869 г. Куракина дача была переименована в Александровскую, но первоначальное её название продолжало бытовать, и существует до сих пор.

К 1870 г. дача была перестроена и расширена по проекту архитектора Ивана Евгеньевича Иогансона. Здания той поры мы можем видеть на её бывшей территории и сейчас. В здании Малолетнего отделения помещались 150 воспитанниц, разделённых на 15 групп. Для каждой группы предусматривались свои спальни и классы. Общими были гимнастический и рекреационный залы и церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Здесь же размещался лазарет, квартиры для воспитательных дам и комнаты для женской прислуги. По обеим сторонам главного корпуса были расположены два двухэтажных флигеля. Сейчас бывшее главное здание Малолетнего отделения занимает общеобразовательная школа № 328. В школе есть свой музей, в экспозиции которого представлена и история Куракиной дачи, и история школы.

До недавнего времени на Куракиной даче сохранялось ещё одно здание, принадлежавшее когда-то Малолетнему отделению Николаевского сиротского института. Первый этаж этой постройки был кирпичным, оштукатуренным, второй — деревянным. На моей памяти здесь находился круглосуточный детский сад фабрики «Рабочий». С началом перестройки садик закрыли, здание долго стояло пустым, горело. Около 2008 г. его снесли и построили на этом месте внешне похожее новое здание, но разные материалы двух этажей здесь только имитированы. В 2010 г. здесь открылся Детский хоспис.

Территория нынешнего парка севернее Козлова ручья в состав исторической части Куракиной дачи не входила. На плане 1805 г. здесь, на Шлиссельбургской дороге, проходящей по берегу Невы, показано село Фарфорового с домами мастеровых, фарфорового и кирпичных заводов. Дома, располагались, как это было принято в русских селениях, располагались вдоль дороги. На картах 1916 г. и 1932 г. село показано уже с проездами, спускавшимися от Шлиссельбургской дороги — улицами Штубе и Вахрамеевской, Чесноковым переулком. На карте 1932 г. село называется уже Володарским. Дома бывшего села Фарфорового были снесены в начале 1960-х гг. Здесь разбили парк, ставший частью парка Куракина дача.

На приведённом плане исторической Куракиной дачи видно, что половину её составляло поле. Образовалось оно, вероятно, после вырубки дровяного леса ещё при князе А.А. Вяземском. До 1832 г. поле использовалось крестьянами деревни Леснозаводской для выгона скота, и под посевы овса и ржи. С 1832 г. начальник Александровской мануфактуры А.Я. Вильсон стал сдавать участки поля в арендное содержание. В 1856 г. контракт на ферму (так тогда назывался в документах этот участок земли) принял в аренду на 12 лет великобританский подданный Чарльз Белль, старший сын Давида Белля. Давид Белль 27 лет работал на Александровской мануфактуре механиком, занимался обучением воспитанников, и был награждён золотой медалью на Владимирской ленте. После его смерти здесь остались его вдова и шестеро детей. Поле, арендованное Беллем (Белевское поле), состоявшее из нескольких участков (полей) в документах назывались фермой.

Куракина дача в 1869 г. была официально переименована в Александровскую дачу, поэтому и ферма стала называться Александровской. В начале XX века сдавать в аренду поля фермы, видимо, стало невыгодным, по сравнению со сдачей их в аренду под жилищную застройку. На карте 1916 г. показан район с прямоугольной планировкой из 14 линий и пяти улиц, пересекающих линии, обозначенный, как Леснозаводская Власьевка.. Сегодня о существовании Александровской фермы напоминает только название проспекта Александровской Фермы. Большой квартал, который местные жители и до сих пор называют Белевским полем, занимает пространство, ограниченное улицами Седова, Шелгунова, Кибальчича и бульваром Красных Зорь.

Белевское поле в наше время известно интересными жилыми постройками второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. Дома эти строили пленные немцы.

В сентябре 2016 г. парк «Куракина дача» был вновь открыт после двухлетней реставрации. На ранее заболоченных местах появилось множество пешеходных дорожек и четыре детских площадки. Русло Козлова ручья, от которого ещё с конца XIX века оставалось только мокрое место, углубили — получился длинный пруд, а через него перебросили несколько мостиков.

Теперь по всей территории парка можно прогуливаться с большим удовольствием, отдыхая на скамеечках, во множестве расставленных здесь…

 

Вера Андрейчева